Гарантии и защита от мошенничества

Финансовое мошенничество развивается очень быстро и требует особого внимания. Законодательство Российской Федерации определяет данный вид преступных деяний как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием».
Из-за набирающей обороты цифровизации базовых повседневных процессов мы ежедневно рискуем столкнуться с различными потенциально опасными махинациями, поэтому нам нужна надежная «броня» от финансового мошенничества. Для решения указанных задач регуляторы МКК и МФО активно внедряют и обновляют «интеллектуальные» сервисы защиты клиентов, продуктивность которых повышается с каждым днем.

Как можно защитить личные данные пользователей сервиса (антифрод-система)
Антифрод-система — это эффективный способ противодействия мошенничеству и гарантия защиты для финансовых компаний и банков. Она направлена на обнаружение, идентификацию и предотвращение преступных атак. Система использует совокупность алгоритмов и методик, эффективность которых не вызывает сомнений. С их помощью МФО, МКК и кредитные организации получают надежный онлайн-инструмент для защиты клиентов и производимых ими финансовых операций от преступных махинаций, значительно снижая ущерб от мошеннических транзакций.
Микрофинансовый сектор — не исключение, поэтому МФО предпочитают использовать защитные меры в комплексе для противодействия обману и обеспечения безопасности. Применяя различные критерии, антифрод-система может ранжировать проводимые онлайн-транзакции по степени вероятности того, что ее производят мошенники. Специально разработанные встроенные фильтры дают возможность идентифицировать и распознавать нехарактерное для клиента поведение, а также определить вероятные риски.
В результате такой проверки на основании проанализированных данных система может либо дать разрешение на транзакцию, либо заблокировать ее с целью обеспечения безопасности. Искусственный интеллект защищает интересы заемщиков вместе с фрод-аналитиками, а в спорных ситуациях конечное решение будет за сотрудниками компании. Мы не имеем права раскрывать все нюансы выявления преступных схем и применяемых технологий защиты, так как подобная информация охраняется договором о неразглашении. Однако можем с уверенностью сказать, что используем самые действенные методы анализа информации о клиентах и антифрод-систему, которая позволяет верифицировать персональные сведения и кредитную историю в каждой рассматриваемой заявке.

Виды финансовых махинаций
Перечень преступных действий, которые совершают мошенники в финансовой и микрофинансовой сфере, довольно большой и каждый день продолжает расширяться. Существуют следующие варианты обмана, чаще всего используемые злоумышленниками:
- фишинг (это рассылка вредоносных ссылок, открывающих доступ к личным данным клиента, таким как информация об устройстве входа, логины или пароли банковских приложений или приложений МФК, реквизиты банковских карт и т.п.);
- воровство при онлайн-шопинге (рассылка поддельных ссылок для оплаты, после оплаты по которым «продавец» исчезает);
- лже-звонки и SMS-сообщения из банка (содержание звонков и сообщений сводится к тому, что личный кабинет держателя банковской карты заблокирован или взломан; клиента вводят в заблуждение и обманным путем вынуждают его сообщить реквизиты карты и счета якобы для разрешения ситуации, однако, получив доступ к искомым данным, выводят денежные средства);
- скимминг (мошеннические действия с устройствами самообслуживания: на банкомат или терминал монтируется считывающее устройство, позволяющее скопировать данные с магнитной полосы банковской карты).
В зоне риска находятся и микрокредиты, оформляемые онлайн, из-за того, что процедура подачи заявки, заключения кредитного договора и перевода средств осуществляется исключительно с помощью дистанционных технологий.

Как защитить себя от злоумышленников в случае проведении платежей с применением банковской карты
- Пластиковые карты требуют такой же осторожности в обращении, как и наличные деньги. Не оставляйте их в машине, кафе, магазинах и других общественных местах. Если банковская карта была утеряна, а потом найдена, в обязательном порядке заблокируйте ее и подайте заявку на перевыпуск (злоумышленники могли успеть сфотографировать карту за время вашего отсутствия).
- Не отдавайте карту третьим лицам, ибо в таком случае данные могут оказаться в руках недобросовестных пользователей.
- При физической оплате картой не позволяйте продавцу, официанту или курьеру уходить с вашей картой из зоны видимости под предлогом того, что ее нужно «отнести к терминалу».
- Не сообщайте реквизиты личной банковской карты, контрольные слова, а также пароли и цифровые коды, полученные по SMS или push-уведомлениях посторонним — не важно, частное это лицо или представитель организации (подобные данные запрашивают исключительно мошенники).
- В обязательном порядке подключите СМС- или push-уведомления о транзакциях с целью оперативного отслеживания движения средств на банковской карте.
- Всегда имейте в доступе (например, сохраните в контактах телефона) номер банка, в котором была оформлена ваша карта. Он пригодится для экстренной связи с организацией.
- В случае подозрительных действий со стороны третьих лиц, потери пластиковой карты, получения СМС о блокировке, списании денежных средств или попытках проведения транзакции по карте без вашего разрешения в срочном порядке свяжитесь с банком.
- Вводите данные карты только в момент непосредственного совершения покупки. Никогда не вводите и не указывайте реквизиты по каким-либо другим причинам.
- Оплачивайте покупки с помощью банковской карты только в проверенных интернет-магазинах и маркетплейсах, сохраняйте чеки. Обязательное условие: сайт продавца должен иметь SSL-шифрование — оно отнимет у мошенников возможность перехватить реквизиты вашей карты в ходе оплаты товара.
Наличие у интернет-магазина SSL-шифрования легко распознать: о нем говорит закрытый замок в адресной строке на странице продавца. Если интернет-магазин требует логин и (или) пароль от интернет-банка, от покупки следует отказаться. При малейших сомнениях при взаимодействии с интернет-магазином следует обращаться к службе поддержки продавца по каналам связи, указанным на официальном сайте.
Финансовые правозащитники
Каждый, кто использует любой финансовый продукт, будь то заем, кредит или дебетовая карта, не застрахован от спорных ситуаций. В прошлом такие вопросы рассматривались исключительно в судебном порядке, что значительно затягивало и усложняло урегулирование споров. Однако уже с 2019 года клиенты банков получили возможность обращаться к финансовому уполномоченному по правам — омбудсмену.
В его обязанности входит досудебное регулирование возникших вопросов между финансовыми организациями и их клиентами. Деятельность финансового правозащитника регулируется 123-ФЗ РФ. К такому омбудсмену можно обращаться по вопросам имущества или денежных средств. По результатам рассмотрения дела он вправе принять решение, подлежащее обязательному исполнению финансовой организацией.
Порядок взаимодействия заемщиков с МФО с 1 января 2020 года также включает обращение к финансовому омбудсмену. До подачи иска в МКО потребитель обязан сначала обратиться к омбудсмену. Принятие и рассмотрение таких заявлений осуществляется бесплатно. Решение споров на локальном уровне поможет клиентам использовать эффективный вспомогательный инструмент урегулирования споров с кредитором. В Platiza работает виртуальная приемная по правам заемщиков. Омбудсмен лично рассмотрит ваше обращение и проконтролирует соблюдение ваших прав.
Как это работает